HOW IS THE IMPERIAL EAGLE COPING WITH A SHRINKING FOOD BASE?

Text by Alyona Kaptyonkina. Edited by Aliya Wedelich.

В 2022 и 2023 годах Команда орнитологов RRRCN и BRCC провели мониторинг состояния орла-могильника на юго-востоке Казахстана. Результаты исследований показали, что могильник чувствует себя лучше, чем степной орёл, который почти исчез на этой территории. Оба вида переживают сейчас глобальную депрессию грызунов, которые являются основой их кормовой базы. Среди мер, которые помогли бы орлам преодолеть этот период с наименьшими потерями – птицезащитные решения для воздушных линий электропередачи, на которых они гнездятся.

Орёл могильник © И. Карякин

Imperial eagle (Aquila heliaca) – один из редких видов орлов, гнездящийся в Казахстане и населяющий практически всю территорию страны. Орёл-могильник классифицируется Международным союзом охраны природы как уязвимый вид (Vulnerable). В Казахстане он внесён в Красную книгу как «редкий вид, численность которого сокращается» (III категория).[1]

Современная оценка численности мировой популяции составляет 8099–9981 гнездящихся пар, из которых в Казахстане гнездится 3420–4260 пар или около 42% от мировой популяции.

На юге Казахстана сохраняется большая группировка вида. В последние два года мы провели исследования в лесополосах по краю песков Мойынкум, где ранее мониторинг орлов этого вида не проводился. Новые данные позволили пересмотреть численность казахстанской популяции могильников.

Гнёзда могильника, обнаруженные во время исследований в 2022 и 2023 годах

В песках Мойынкум сосредоточена крупная гнездовая группировка, численностью более 100 пар. Она формирует юго-восточный край пустынной популяции этого вида. За два сезона исследований (2022 и 2023 годы) нам удалось собрать характеристики 49 гнездовых построек орла-могильника. Большинство гнёзд (около 85%) найдено на вязе мелколистном, три гнезда – на туранге, два гнезда – на саксауле и по одному гнезду отмечены на лохе и опоре воздушных линий электропередачи. В 2022 году размер кладок составлял от одного до трёх яиц, в среднем 2±0,63 яйца на успешное гнездо. В 2023 году наша команда проводила исследования только в весеннее время. Полученные нами данные коррелируют с обобщёнными сведениями из литературных источников.

Наши сотрудники готовятся установить на птенца могильника спутниковый трекер, 2022 г.

Исследования показали удовлетворительную успешность размножения орла-могильника на исследуемой территории. Мы зафиксировали 40% успешных гнёзд, к концу сезона размер выводков варьировал от одного до двух слётков. Несмотря на депрессию численности грызунов, орлы-могильники достаточно эффективно перестраиваются на питание разными видами птиц и млекопитающих (зайцы, ежи и т.д.).

В Таласском Алатау орёл-могильник не гнездится [2], но отмечается на миграциях. Передвигаясь восточнее, в Прибалхашье можно заметить, что плотность вида уменьшается. Современные находки гнёзд орла-могильника в Южном Прибалхашье указывают на то, что могильник остаётся здесь характерным гнездящимся видом, но плотных гнездовых группировок не формирует. На востоке Балхаша и на равнине к западу и юго-западу от озера Алаколь орёл-могильник становится более редким на гнездовании.

Птенец могильника получил от наших исследователей кольца и gps-передатчик, 2022 г.

Наши исследования 2023 г. показали, что на юго-востоке страны, в северных предгорьях Джунгарского Алатау и в южных предгорьях Тарбагатая орёл-могильник отсутствует. Зафиксирован лишь один случай гнездования «смешанной пары», самки орла-могильника и самца степного орла (Aquila nipalensis). К сожалению, в этом случае размножение не было успешным. На равнине предгорий лишь отдельные пары орлов-могильников, проникающие со стороны песков Южного Прибалхашья, гнездятся на деревьях в искусственных лесонасаждениях и на опорах воздушных линий электропередачи.

Нигде более в предгорьях Северного Тянь-Шаня (Кетмень, Кюнгей-Алатау и Заилийский Алатау) взрослые орлы-могильники в гнездовой период и их гнёзда не наблюдаются. По состоянию на 2018 г. численность орла-могильника в Алматинской области была оценена в 20–40 пар, а в Жамбыльской и Туркестанской областях – в 90–140 пар. Учитывая число известных гнездовых участков с учётом литературных данных и сведений из наборов данных, можно предположить, что оценка численности сильно занижена для Алматинской области, а для Жамбыльской и Туркестанской областей занижен нижний предел оценки.

Презентация доклада о состоянии популяции могильника на юге и юго-востоке Казахстана, международная конференция “Орлы Палеарктики: изучение и охрана”, Алматы, сентябрь 2023 г.

В Казахстане существует ряд угроз, которые влияют на жизнеспособность орлов-могильников:

  1. Отсутствие кормовой базы. Уже несколько лет на юге и юго-востоке Казахстана наблюдается депрессия численности грызунов, коснувшаяся всех видов – от большой песчанки и жёлтого суслика до полёвок.
  2. Деградация мест обитания орлов-могильников, связанная как с климатическими, так и с антропогенными изменениями.
  3. Опасность гибели птиц на воздушных линиях электропередачи (ЛЭП). Данная угроза особенно актуальна, так как значительная часть орлов-могильников гнездится на опорах ЛЭП, там, где древесных насаждений недостаточно, преимущественно вдоль дорог.
  4. Проблема скидывания гнёзд с опор ЛЭП работниками энергетических компаний во время проведения ремонтных работ или планового обслуживания ЛЭП.

Несмотря на эти негативные факторы, ситуация с орлом-могильником значительно лучше, чем со степным орлом (Aquila nipalensis). Степной орёл практически полностью исчез в горных и предгорных районах юго-восточного Казахстана, его численность существенно сократилась на равнине.

Орнитологи спасают птенцов орла-могильника, сброшенных во время очистки воздушных линий электропередачи от гнёзд. Для них была построена гнездовая платформа. Бетпакдала (Казахстан), июнь 2017 г. © С. Домашевский

Решение проблемы гибели птиц на ЛЭП и сбрасывания построек орлов с ЛЭП способствовало бы большей выживаемости как орлов-могильников, так и степных орлов. Такие меры помогли бы этим двум видам с меньшими потерями пережить депрессию численности грызунов в юго-восточном Казахстане.

***

Это – адаптированная версия доклада Алёны Каптёнкиной, Генриетты Пуликовой, Нурума Сагалиева и Игоря Карякина «Орёл-могильник на юго-востоке Казахстана в 2022–2023 гг.: распространение, численность, угрозы», представленной на III Международной научно-практической конференции «Орлы Палеарктики: изучение и охрана» , опубликованной в журнале «Пернатые хищники и их охрана. 2023».

Участники международной конференции “Орлы Палеарктики”, Алматы, сентябрь 2023 г.

Информационная работа об угрозах хищным птицам на территории Казахстана поддерживается в рамках Программы «Очаг биоразнообразия в Центрально-Азиатском горном регионе». Эта программа координируется WWF-Центральная Азия и финансируется CEPF.

***

[1]  С очерком Р. Г. Пфеффера об орле-могильнике в Красной книге Казахстана вы можете ознакомиться здесь, сс. 130-131.

[2] Ковшарь, 1966, 2019.

 

 

Leave a Comment